mend0za: (kotik)
mend0za ([personal profile] mend0za) wrote2010-02-25 03:01 pm
Entry tags:

Цифровое тв-вещание как маркетинговая чепуха. DVB-T для обычного смертного.

Вначале - формулируем 3 тезиса, которые я хотел бы осветить:

  • цифровое - не обозначает "лучше чем аналоговое"
  • теоретические возможности технологии редко воплощаются в жизнь
  • реклама врёт о возможностях и умалчивает о проблемах



Вводная:



  • Тестовое эфирное вещание DVB-T (8 каналов), белрадиокомпания, в Минске началось ещё год назад.
  • Я имел отношение к разработке DVB-T приставки и тестировал сигнал приходящий по выброшенной за окно антенне.


Как оно сделано в Реальном Мире



Имеющееся цифровое вещание добавляет 0 сервисов к сигналу в текущей реализации. Никакие опциональные сервисы DVB-T (звуковые дорожки на разных языках, EPG - программа передач, субтитры) - НЕ ОБНАРУЖЕНЫ. Как у нас, так и в Германии, я специально в отеле проверил. По сравнению с аналоговым вещанием - нашлась только индикацию названия канала.

Общение с КосмосТВ также показало при наличии у них оборудования с поддержкой расширенных сервисов цифрового вещания - полное отсутствие этих самых сервисов (например EPG), "оно просто выключено" (С) инженер КосмосТВ.

Что произошло в реальной жизни с достаточно продвинутой технологией? Вещание использует только необходимый минимум чтобы показать картинку и дать звук (1 видео и 1 аудио дорожки). Опциональные вкусности - невыгодны оператору вещания.

Реклама как двигатель регресса или не афишируемые проблемы



1. Тормоза при переключении каналов. Задержка до 1-2 сек и это НЕ ЛЕЧИТСЯ. Обусловлено технологией (пока декодер не получит достаточный кусок потока данных - он не в состоянии на него переключится и проиграть). Информация непосредственно от разработчиков чипов (ST Microelectronics).

2. Шоу Больших квадратов. Когда MPEG поток приходит с ошибками, или чип (а напомним, нам ставят только дешёвые чипы!) не успевает обработать сигнал, изображение замирает, идёт характерными квадратами или вообще пропадает.

Обе проблемы не характерны для аналогового вещания.

Итоги: получает рядовой пользователь от перехода на цифровое телевидение?



  • Необходимость покупки приставки или нового телевизора (+1 маркетингу продавца и производителя, -1 бюджету конечного пользователя)
  • Тормоза при переключении каналов (задержка до 1-2 сек)
  • Отсутствие дополнительных сервисов, отличающих цифровое вещание от аналогового (невыгодны оператору вещания, но часто упоминаются в преимуществах технологии)
  • Пару тройку каналов в HD (если вам повезло и оператор вещания не является законченным жадным дебилом)



С учётом всего вышесказанного - анонсированный Россией полный переход на цифровое вещание (2015 год?) это маркетинговый распил бабла в чистом виде, но ничего не дающий конечному пользователю, кроме траты денег и нервов.

В рамках белоруси - тоже самое.

Если вы хотите понять почему цифровое тв-вещание оказалось на самом деле маркетинговой чепухой - читайте программную работу "Экономика говна". Ключевой момент - нам хотят впарить продукт, который хуже, чем то что было до того, но дороже и под видом "инновационного".

Но жаль, потенциал у технологии отличный.

PS: про пульты



Отдельная песня - каличность пультов для цифровых приставок/телевизоров. Создаётся впечатление, что скорость обработки сигналов от них замедлилась раз в 5-10 по отношению к аналоговым устройствам.

Что и неудивительно, если посмотреть что за схемы используются сейчас для передатчиков и приёмников ИК или Радио сигнала в них. Самое дешёвое и говёное что можно найти. А чо вы хотели - священная корова "рентабельности" в приложении перехода к экономике полного говна.

(Anonymous) 2010-02-25 02:22 pm (UTC)(link)
Я плохо шарю в ТВ сигналах, но вот интересно, а по DVB/T и аналогу можно передать BD какчество или 512 интерлейсед линий - это наше всё?

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 02:27 pm (UTC)(link)
Да, по DVB-T вполне можно передавать сигнал любого разрешения, на настоящий момент это пока единственный
[Error: Irreparable invalid markup ('<b<КОЕ-ГДЕ</b>') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

Да, по DVB-T вполне можно передавать сигнал любого разрешения, на настоящий момент это пока единственный <b<КОЕ-ГДЕ</b> имеющийся плюс технологии для конечного пользователя.

Про аналог - не владею вопросом.

Я понемножку статью доделываю, упомянул HD-video.

[identity profile] a-sad-one.livejournal.com 2010-02-25 02:23 pm (UTC)(link)
Быў апушчаны асноўны плюс лічбавага тэлевяшчаньня: вызваленьне агромністага частотнага рэсурсу -- згадзіцеся, выдаткоўваць па 8 МГц на тэлеканал ды разносіць частоты, каб суседнія перадавальнікі не глушылі адзін аднаго, пры сёньняшнім дэфіцыце частотаў ня ёсьць лепшым варыянтам. Да таго ж, пры пераходе на лічбу зьменьшацца кошты вяшчаньня: адным перадавальнікам можна гнаць разоў у дзесяць больш інфармацыі (што, дарэчы і паспрыяла вельмі хуткаму з аналягу на DVB-S дзесяць гадоў таму). За кошт лепшай абароненасьці ад памехаў робіцца мажлівым якасны індывідуальны прыём у гарадскіх умовах (з гэтае прычыны я паслаў кабельшчыкаў -- Лукашэнку глядзім па DVB-T).

Што тычыцца хуткасьці пераключэньня каналаў, то на першых DVB-S тунарах з гэтым было вельмі кепска. Але нічога, выправіліся -- выправяць і на DVB-T. :)

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 02:41 pm (UTC)(link)
А теперь внимательно читаем название статьи - "DVB-T для обычного смертного".

Освобождение частотного канала имеет весьма отдалённое отношение к конечному пользователю. Это фетиш вещателя - "как мне засунуть ещё больше говна в ту же полосу пропускания". В Дели в отеле наблюдал фантастические 72 канала, которые по сути своей можно было бы свести к 10, отфильтровав 62 как белый шум. Видимость выбора при его отсутствии.

Касательно затрат на вещание - вы не затронули стоимость технического переоснащения как операторов вещания, так и конечных пользователей. Которая целиком ляжет на конечных пользователей (или может вы считаете что операторы имеют ещё какие либо источники дохода?).

Помехи - ггг, в центре города, Ольшевского, 8 этаж, прямая видимость на антенну на Коммунистической - DVB-T идёт квадратами как только антену убираешь с подоконника в комнату.

Чтобы на DVB-T выправилось - я не представляю что надо поменять в технологии чипов. Ещё раз, прямым текстом цитирую технарей ST Microelectronics: "задержку переключения каналов убрать невозможно. пока буфер не наполнился - играть нечего. точка.". Плюс к этой задержке добавляется задержка от говно-пультов (например не получилось чаще чем 1/4 сек посылать от него сигнал на приставку). Плюс задержка на обработке ПО приставки.

Для реализации такой важной для usability функции, как плавность прокрутки громкости с пульта - вы не представляете ЧТО пришлось делать в прошивке, 1.5 месяца потратил.

[identity profile] a-sad-one.livejournal.com 2010-02-25 03:24 pm (UTC)(link)
Вызваленьне частотнага канала наўпрост тычыцца мяне як простага сьмяротнага: згадзіцеся, было б файна, каб ўвесь сацпакет з Лукашэнкам запхнулі ў тыя ж 8 МГц, а рэшту аддалі пад сеткі перадачы дадзеных -- так, я мару пра хуткасны танны мабільны інэт як замену стацыянарнаму.

Што тычыцца выдаткаў з боку вяшчальніка, то, згадзіцеся, трымаць адзін перадавальнік таньней чым восем. Апгрэйд адаб'ецца банальна на спаленым ліпіздрычыстве, ня кажучы пра неабходнасьць падтрымліваць і абслугоўваць нашмат меньшую інфраструктуру. З боку карыстальнікаў таксама праблема невялікая: значная частка новых тэлевізараў ўжо ідуць з убудаваным DVB-T, і я сумняюся, што гэтая фіча ударажае апарат болей чым на 20 даляраў. Зь цягам часу гэта будзе таньнець -- вунь, на DX кітайцы прадаюць сафтовы УСБшны прымальнік за 15.

Дарэчы, наколькі ведаю, у Менску DVD-T вяшчае з Калодзішчаў. З Камуністычнай -- толькі космасаўскі MMDS.

Ня будучы спэцыялістам у вытворчасьці чыпаў і ў напісаньні софту пад эмбэд, задам ламэрскае пытаньне: што перашкаджае паставіць кэш, які будзе напаўняцца ўсім патокам (да яго разьдзяленьня на каналы) і пры пераключэньні браць інфу зь яго? Наколькі ведаю, у DVB-S тунарах гэтак и зроблена. Кошт? А праз пяць гадоў?

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 04:09 pm (UTC)(link)
Выкладок по ценам оборудования оператора у меня просто нет (не из этой я индустрии).
Поэтому гадание что дешевле в оборудовании - это гадание на кофейной гуще.

Основная проблема с софтом в таких особых железяках - это очень скудные вычислительные ресурсы системы в целом. Как оперативной памяти, так и процессора. Их зачастую едва хватает чтобы нарисовать интерфейс в менюшках. Если не хватает - то даже проигрывание начинает тормозить, не говоря о меню.

Извлечение сигнала из эфира, декодирование и проигрывание осуществляется специализированными чипами на аппаратном уровне, и моя свобода действий как программиста жёстко ограничена возможностями кодека. Известные мне дешёвые модификации DVB-T чипов не поддерживают на настоящий момент такое кэширование, а реализация этого в железе может существенно удорожить стоимость чипа. Аппаратная разработка гораздо дороже и сложнее, чем программирование.

Пока пипл хавает - будут продавать как есть. И модификации продавать, умеющие ещё меньше (например без HD).
(deleted comment)

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 02:29 pm (UTC)(link)
Я думал что вы уже читали эту программную работу.

Она действительно гениальна, и как любая качественная теория:
- объясняет явления и процессы в прошлом и настоящем
- имеет предсказательную ценность
- хорошо согласуется с эмпирическими данными

[identity profile] theiced.livejournal.com 2010-02-25 02:34 pm (UTC)(link)
рискую нарваться на удар ногой с разворота, но таки зачем вас волнует что будет платить и получать быдло? я вот заметил - из тех знакомых, с которыми я активно общаюсь последний год, тв смотрит только один (и то исключительно адовые мультканалы со спанчбобами).

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 02:46 pm (UTC)(link)
я смотрю фантастические сериалы, мультики и научно-популярное, по тв.

> рискую нарваться на удар ногой с разворота, но таки зачем вас волнует что будет платить и получать быдло?

У меня кстати отличный удар ногой с разворота в пах. В последний раз товарищ лечил две недели распухшее яйцо, когда под него попал.

Если серьёзно - разминаю раздел мозга, отвечающий у меня за тенденциозную аналитику.
Да и чувством собственной элитарности (небыдла) у меня серьёзные проблемы.



[identity profile] theiced.livejournal.com 2010-02-25 03:04 pm (UTC)(link)
хмм. я сериалы с компа смотрю ;) так проще - скачал/посмотрел в удобное время на правильном языке.

Просто

(Anonymous) 2010-02-25 03:00 pm (UTC)(link)
На CosmosTV записался на очередь для подключения к цифре. DVB-T декодор они бесплатно выдают. Телек новый - для цифры самое то. В аналоговом вещание CosmosTV вырубает то, что обрезают 16:9 картинку и тупо всё в 4:3 вещают. Подожду. Как подключат - поделюсь результатами.

[identity profile] poligraph.livejournal.com 2010-02-25 03:30 pm (UTC)(link)
Самое тупое даже не в калечной приставке. Уже полно у людей(и я в том числе) телевизоров со встроенным DVB-T тюнером, но тот же CosmosTV просто не хочет и подумать о CAM модуле, и МТИС вроде бы тоже.
У CosmosTV цифровая приставка выдает на телек аналог.

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 04:16 pm (UTC)(link)
Принимай соцпакет из 8 каналов на антену.

КосмосТВ анонсировало цифровое телевидение и дало рекламу. Как минимум оборудование у них уже стоит, мы с их инженерами общались, когда понадобилось EPG тестировать.




[identity profile] poligraph.livejournal.com 2010-02-25 04:23 pm (UTC)(link)
Нафига мне отдельная приставка от космоса с отдельным пультом и отдельной розеткой питания, если у меня телек может принимать цифровое телевидение?

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 04:39 pm (UTC)(link)
"шериф", "проблемы негров" и далее по тексту

(Anonymous) 2010-02-25 05:24 pm (UTC)(link)
У меня тоже телик с цифровым приёмником. И что?
Канал кодированный. ;-) Вот и всё.
Или ты считаешь, что в открытую? :-)

[identity profile] poligraph.livejournal.com 2010-02-25 06:10 pm (UTC)(link)
есть такое понятие как модуль условного доступа

[identity profile] b0rmann.livejournal.com 2010-02-25 03:56 pm (UTC)(link)
чэская дыгіталізацыя - таксама поўная пародыя.
для пачатку - у якасьці стандарту выбралі MPEG2 %)

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-02-25 04:17 pm (UTC)(link)
Давно уже с этим не работаю, но соцпакет из восьми каналов в РБ вроде тоже в mpeg2.

[identity profile] b0rmann.livejournal.com 2010-02-25 04:41 pm (UTC)(link)
мінулае стагодьдзе ;)

[identity profile] sergei-d.livejournal.com 2010-02-25 05:03 pm (UTC)(link)
Уже довольно давно мпег4. Как раз через несколько месяцев после появления у сестры телека с мпег2 они решили переехать на 4-й. С другой стороны, она этот соцпакет не смотрит всё равно. %)

[identity profile] ex-biespart.livejournal.com 2010-02-25 05:09 pm (UTC)(link)
Можа, яна яшчэ і ў латарэю не гуляе? :-/

[identity profile] sergei-d.livejournal.com 2010-02-25 05:55 pm (UTC)(link)
Не гуляе. Але замест соцпакета глядзіць "талерку". А ў ёй падобны да соцпакета трэш, так што якая розніца...

[identity profile] pestilentia.livejournal.com 2010-02-25 04:50 pm (UTC)(link)
да, с DVB слышал не раз, что все плохо. Думал насчет того, как отстрою виллу и перееду туда, а как же без ящика-то? Без ящика беда, про посевную и дажынки не узнаешь. А тут по слухам эфирное аналоговое собираются начинать резать с 2012 года. Ну ладно я, я могу себе позволить и космос-тв, и цифру, и сателлитовое в конце концов, а как же будут обходиться 83%, которые по деревням да селам? Это ж недешево. Назад, к лампово-детекторным приемникам?
Чота раздирают меня смутные сомнения насчет 2012-2015 годов, как дат прекращения эфирного аналогового ТВ и повального ввода цифры.
(deleted comment)

[identity profile] pestilentia.livejournal.com 2010-02-25 08:00 pm (UTC)(link)
сперва отобрали льготный проезд и лекарства, затем начали дарить приставки? нет, принудиловкой за вычетом из пенсии заниматься тоже не будут - при таком раскладе даже Венесуэла покрутит у виска и повернется сракой. имхо, аналоговому, secam-у и (деци)метровым диапазонам жить еще дооолго у нас.

[identity profile] aliaksei.livejournal.com 2010-03-14 08:54 pm (UTC)(link)
Не надо так переживать за деревню. На что-что, а на очередной ковер и телик деньги у них всегда найдутся. Закупились давно тарелками и соревнуются кто больше голов навешает.

[identity profile] fas-tm.livejournal.com 2010-02-25 05:59 pm (UTC)(link)
Все именно так как и описали.
Единственное НО. На самом деле если взять например НГТРК, там внутри все цифровое, то есть видеосерверы выдают SDI сигнал. Потом оно куда то по оптике уходит(в Колодищи по моему) и там уже конвертится в аналог и на передатчик подымается. Проблемы запихнуть в цифру - нет никакой. Просто это не нужно и не выгодно... кто нафиг будет смотреть БТ/ЛАД/etc в цифре ?
А вот по внутренней структуре, цифровое безленточное производство эффективнее.

[identity profile] asocialpsihopat.livejournal.com 2010-03-01 06:10 pm (UTC)(link)
Тут меня уже опередили, но повторюсь: мне казалось, что основная фишка цифрового ТВ -- освобождение частот.
И вот их-то уже и можно замечательно продавать.

(Anonymous) 2010-03-05 08:13 am (UTC)(link)
Для непростых смертных:
1)Высвобождение частот.
2)Не перекрыват частоты соседних государств, по непроверенным но надёжным источникам на границах РБ с прибалтами уже цифра работает, аналог отключат в 2015г.
Для простых смертных:
1)Лучше качество даже при сильном сигнале аналогового(тем паче когда будет HD).
2)В деревнях, где плохой сигнал, цифровые приставки дают НАМНОГО лучшую картинку(потому Россия и начала эту канитель).
В городе да, нахер не надо, но Москва по времени введения и так на последнем месте.

(Anonymous) 2010-03-05 08:15 am (UTC)(link)
Это был [Pamir]Alisa

[identity profile] mend0za.livejournal.com 2010-03-05 09:18 am (UTC)(link)
Коллега, я не освещаю реалии МКАД-а и замкадья.

Более того, живу в другой стране (Беларуси), о чьих реалиях и пишу.

Цифра есть уже и в Минске, в двух вариантах (тестовое вещание БТК и Космотв по кабелю).
Оба страдают отсутсвием доп сервисов, могущих компенсировать мне ухудшение юзабилити при переходе на цифру.

[identity profile] medvedd.livejournal.com 2010-07-01 11:37 am (UTC)(link)
Странно, у Космоса написано на сайте, что есть EPG и многодорожечность..